О фильме

Режиссер-постановщик – Карен Шахназаров
Авторы сценария – Александр Бородянский, Карен Шахназаров (по мотивам романа Ильи Бояшова «Танкист»)
Музыка Рихарда Вагнера
Продюсеры – Карен Шахназаров, Галина Шадур

Исходные данные

Жанр Военная фантастика
Год 2012
Оригинальное название Белый Тигр
Англоязычное название White Tiger
Продолжительность 104 минуты
Снято на пленке Кодак, 35 мм, цвет
Длина копии в метрах 2998
Количество частей 6
Формат изображения 1,85:1
Звук Dolby Digital
Премьера: 2 мая 2012

Синопсис

Вторая Мировая война подходит к концу. Тяжелые затяжные бои изматывают обе стороны. Но чем увереннее наступают советские войска, тем чаще на полях сражений появляется огромный неуязвимый немецкий танк «Белый Тигр». Неумолимо возникает он в дыму сражений, безжалостно расстреливает противника и внезапно исчезает. Никто не может с уверенностью ни подтвердить, ни опровергнуть его существование. Однако советское командование решает для борьбы с ним создать особый танк – специальную модель Т-34.

Экипаж этого танка возглавляет человек необычной судьбы - почти полностью сгоревший в бою, обреченный на смерть танкист, который неожиданно для всех выживает и возвращается в строй. Он не знает своего имени, не помнит прошлого, но обретает удивительную способность понимать язык танков. Он уверен – неуловимый немецкий танк существует, и его необходимо уничтожить, потому что Белый Тигр – это воплощение войны, ее ужас и кровь.

Охота на мистическое чудовище начинается. Кто победит в этом поединке?

Не отступая от документальных фактов и обращаясь к историческим персонажам (Жуков, Гитлер, Кейтель), режиссер в то же время добавляет в повествование элементы мистики, обогащает наше понимание войны как извечной борьбы Добра и Зла.

Фильм «Белый Тигр» является крупным международным проектом, в котором главные роли исполняют известные российские и немецкие актеры.

Режиссер о фильме

Я никогда не снимал фильм о войне. Это мой первый опыт. Я был продюсером фильма «Звезда», но одно дело продюсировать, а другое – снимать. Я считал, что мне надо снять фильм о войне. И я рад, что осуществил это, потому что военный фильм – это высший режиссерский пилотаж, это в каком-то смысле вызов самому себе (арт-хаус снимать гораздо проще)… Режиссеру важно иметь в своем репертуаре такую картину. И сама история, написанная Ильей Бояшовым, мне понравилась. Она мне напомнила историю «Моби Дика» - с танком вместо кита…

Поединок солдата и танка – уникальная возможность показать войну с другого ракурса. Мистического. Мне показалось очень интересным погрузить мистический сюжет в реальность войны, показать ее так, как чувствовал. Я пытался придать танкам некое ощущение жизни… Должен сказать, что по-настоящему влюбился в «Т-34». Гениальная машина! У нее есть неповторимая эстетика, характер. Она мне напоминает русских гончих собак – веселые, подвижные и красивые. А немецкие танки – они скорее бульдоги. Тяжелые, устрашающие. И еще наш танк надежен. Многие машины, снимавшиеся в нашем фильме – участники войны, им по 70 лет. Но они заводились с первого раза…

Есть в фильме и элементы фантастики. Так что можете считать его мистико-фантастической военной картиной. Ведь если взглянуть на историю в целом, то Вторая мировая война окажется самым важным, что произошло за всё время существования человека. Никогда не было такого, чтобы весь мир был на грани коренного изменения вектора своего развития. И если бы провидение не было на нашей стороне, то всё могло бы быть по-другому…

Фильм посвящаю своему отцу-фронтовику, вообще тому поколению.

Карен Шахназаров

О съемках

Съемки фильма «Белый Тигр» проходили с мая по ноябрь 2011 года. Натурные съемки были в разных местах. На территории военного полигона в районе подмосковного Алабино под руководством художников-постановщиков фильма Сергея Февралева и Ирины Очиной была построена целая деревня, где снимались эпизоды со стрельбой, взрывами, пожаром. Часть натурной площадки «Мосфильма» «Старая Москва» за несколько месяцев была переделана в разрушенный европейский город конца войны, где снималась сцена прохода колонны пленных немцев.

Павильонные съемки проводились на Киноконцерне «Мосфильм». В 1-м павильоне «Мосфильма» был возведен зал инженерного училища в Карлсхорсте, где состоялась съемка сцены подписания Акта о капитуляции Германии. В 3-м павильоне «Мосфильма» был создан уникальный макет танка, имитирующий движение и выстрелы для съемок сцен, где герои фильма находятся внутри танка. А в 4-м павильоне «Мосфильма» была построена потрясающая по художественному воплощению и атмосфере величия декорация «Кабинет Гитлера», где снималась ключевая сцена финала - речь Адольфа Гитлера.

С ноября 2011 по март 2012 года на производственно-технической базе «Мосфильма» проводился монтажно-тонировочный период картины: шумовое и речевое озвучивание, синтез компьютерных шумов и спецэффектов, запись музыки и, наконец, сведение.

Интересные факты

  • Во время съемок одного из важных и сложных дублей на полигоне случилось непредвиденное: танк чуть не наехал на камеру и людей. Камера была расположена перед домом фронтально, и когда танк по задуманному сценарию должен был врезаться в дом и развалить его, дом не разрушился, а поехал прямо на съемочную группу, едва не завалив их обломками
  • Дорогу к полигону в Алабино, где для фильма построили деревню и проходили съемки, пересекают железнодорожные пути. Однажды администрация съемочной группы не смогла проехать на площадку и буквально оказалась отрезанной от площадки, потому что посреди дороги стоял поезд. Но жаловаться не пришлось: оказалось, что этот поезд времен Великой Отечественной войны по их же распоряжению прибыл на съемки с танками на борту и уже ждал своей очереди.